Зелинский Николай Дмитриевич

  • Зелинский Н. Д.
    Зелинский Н. Д.

3елинский Николай Дмитриевич [25.1(6.2).1861, Тирасполь, — 31.7.1953, Москва], советский химик-органик, академик АН СССР (1929), один из основоположников учения об органическом катализе. Герой Социалистического Труда (1945). В 1884 окончил Новороссийский университет (Одесса), там же защитил магистерскую (1889) и докторскую (1891) диссертации. В 1893—1953 профессор Московского университета, кроме периода 1911—1917, когда он покинул университет вместе с группой учёных в знак протеста против реакционной политики царского министра народного просвещения Л. А. Кассо (в эти годы З. был в Петербурге директором Центральной лаборатории министерства финансов и заведующим кафедрой в Политехническом институте). В 1935 активно участвовал в организации института органической химии АН СССР, в котором затем руководил рядом лабораторий; этот институт с 1953 носит его имя.

Научная деятельность З. весьма разносторонняя: широко известны его работы по химии тиофена, стереохимии органических двуосновных кислот, электропроводности в неводных растворах, по химии аминокислот, но главнейшие его работы относятся к химии углеводородов и органическому катализу. В 1895—1907 впервые синтезировал ряд циклопентановых и циклогексановых углеводородов, послуживших эталонами для изучения химического состава нефтяных фракций. Уже в 1911 осуществил гладкую дегидрогенизацию циклогексана и его гомологов в ароматические углеводороды в присутствии платинового и палладневого катализаторов; широко использовал эту реакцию для установления содержания циклогексановых углеводородов в бензиновых и керосиновых фракциях нефтей (1920—30), а также как промышленный метод получения ароматических углеводородов из нефти. Эти исследования З. лежат в основе современных процессов каталитического риформинга нефтяных фракций. Последующие исследования в этой области привели З. и его учеников к открытию (1934) реакции гидрогенолиза циклопентановых углеводородов с превращением их в алканы в присутствии платинированного угля и избытка водорода.

В 1915 З. успешно использовал окисные катализаторы при крекинге нефти, что привело к снижению температуры процесса и к увеличению выхода ароматических углеводородов. В 1918—19 З. разработал метод получения бензина крекингом солярового масла и нефти в присутствии хлористого и бромистого алюминия; реализация этого метода в промышленном масштабе сыграла важную роль в обеспечении бензином молодого Советского государства. З. открыл реакцию каталитического уплотнения ацетилена в бензол в присутствии активированного угля. В 1930-е гг. детально исследовал открытую им ещё в 1911 реакцию перераспределения водорода в циклогексене (т. н. необратимый катализ), при котором одновременно образуются циклогексан и бензол. З. и его ученики изучили также дегидрогенизацию парафинов и олефинов в присутствии окисных катализаторов.

Являясь сторонником теории органического происхождения нефти, З. провёл ряд исследований, чтобы связать её генезис с сапропелями, горючими сланцами и др. природными и синтетическими органическими веществами.

З. и его учениками доказано промежуточное образование метиленовых радикалов во многих гетерогенно-каталитических реакциях: при распаде циклогексана, при синтезе углеводородов из окиси углерода и водорода на кобальтовом катализаторе, в открытых им реакциях гидроконденсации олефинов с окисью углерода и гидрополимеризации олефинов в присутствии малых количеств окиси углерода.

Особое место занимают работы З. по адсорбции и по созданию угольного противогаза (1915), принятого на вооружение во время 1-й мировой войны 1914—18 в русской и союзнических армиях.

З. создал крупную школу учёных, внёсших фундаментальный вклад в различные области химии. Среди его учеников: академики АН СССР А. А. Баландин, Л. Ф. Верещагин, Б. А. Казанский, К. А. Кочешков, С. С. Наметкин, А. Н. Несмеянов; член-корреспондент АН СССР Н. А. Изгарышев, К. П. Лавровский, Ю. Г. Мамедалиев, Б. М. Михайлов, А. В. Раковский, В. В. Челинцев, Н. И. Шуйкин; профессор Л. А. Чугаев, Н. А. Шилов и др.

З. — один из организаторов Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева и с 1941 его почётный член; с 1921 почётный член Московского общества испытателей природы, с 1935 — его президент. Премия им. В. И. Ленина (1934); Государственная премия СССР (1942, 1946, 1948). Награжден 4 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Избр. труды, т. 1—2, М. — Л., 1941; Собр. трудов, т. 1—4, М., 1954—1960.

 

      Ларионов Михаил Фёдорович

 Родился 22 мая (3 июня) 1881 г. в Тирасполе в семье военного фельдшера. После окончания в Москве реального училища Воскресенского Ларионов учился в Московском Училище живописи,Михаил Ларионов ваяния и общества (1898-1908) у В.Серова, К.Коровина и И.Левитана. В 1900 г. в училище он познакомился с Натальей Гончаровой, позднее ставшей его женой.
      В 1898-1899 г.г. участвовал в конкурсных выставках МУЖВЗ. В 1901 г. три работы Ларионова были признаны порнографией и он был исключен из училища сроком на один год (всего же его исключали из училища трижды).
      В 1903 г. вместе с Гончаровой Ларионов совершил поездку в Крым. Писал импрессионистские и постимпрессионистские картины.
      В 1906 г. по приглашению С. Дягилева он посетил Париж в качестве участника «Осеннего салона». В Москву возвратился через Лондон, где открыл для себя живопись У. Тернера.
      В 1907 г. художник вступил в Общество Свободной Эстетики.
      С 1907 г., под влиянием фовизма и наивного искусства (лубок, городская вывеска и т. п.), писал в примитивистской манере.
      В 1907-1908 г.г. вместе с Д. Бурлюком организовал в Москве выставку «Стефанос». Стал сотрудником журналов «Золотое руно» и «Искусство», впервые в России опубликовал репродукции картин П. Сезанна, В. Ван Гога и П. Гогена, был в числе организаторов двух выставок современной французской живописи в салоне «Золотого руна» (1908/09).
      В 1910 г. окончил МУЖВЗ со званием художника 2-й степени и на год был призван в армию.
      В конце 1910 г. организовал в Москве выставку «Бубновый валет», которая дала начало одноименному объединению. В декабре 1911 г. провел однодневную персональную выставку в Обществе свободной эстетики. В 1912 г. совместно с группой художников организовал выставку «Ослиный хвост», в 1913 г. — выставку «Мишень». Накануне открытия выставки по инициативе Ларионова прошел диспут «Восток, национальность и Запад», на котором художник прочитал доклад «Лучизм» (который позже издан отдельной брошюрой). В том же году был издан манифест «Лучисты и будущники», фактически являющийся ларионовской интерпретацией футуризма. Манифест был подписан десятью художниками, в том числе и Гончаровой. Авторы манифеста предложили отвернуться от западноевропейского опыта в искусстве и обратиться к своим корням, к древнерусскому искусству и искусству евразийских народов.
      Выпустил программный полемический сборник ««Ослиный хвост» и «Мишень»» со своей статьей «Лучистая живопись» (М., 1913); вместе с И. Зданевичем опубликовал манифест «Почему мы раскрашиваемся?» (1913) и «Да-манифест» (1914), предвосхитивший декларации дадаистов. Участвовал во многих выставках авангарда («Современные течения в искусстве» (СПб., 1908), «Союз молодежи» (СПб., 1910, 1911), «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915), «Der Blaue Reiter» (Мюнхен, 1912) и «Der Sturm» (Берлин, 1912). В июне 1914 г. провел совместно с Н. Гончаровой выставку в парижской галерее Р. Guillaume, предисловие к каталогу которой написал Г. Аполлинер.
      Самостоятельно и в паре с Н. Гончаровой оформил несколько книг А. Крученых, В. Хлебникова и других футуристов.
      В сентябре 1914 г. был мобилизован в действующую армию, воевал в чине прапорщика, получил тяжелую контузию в Восточной Пруссии и несколько месяцев провел в госпитале.
      В июне 1915 г. по приглашению С. Дягилева вместе с Н. Гончаровой выехал в Швейцарию. Побывал с «Русским балетом» Дягилева в Италии и Испании. В 1919 г. поселился в Париже.
      В 1915-1930 г.г. работал в основном как сценограф, иногда выступал одновременно как сценарист и сопостановщик-хореограф.
      Оформил для «Русского балета» множество спектаклей («Кикимора» (1916) и «Русские сказки» (1917) на музыку А. Лядова, «Шут» на музыку С. Прокофьева (1921), «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Стравинского (1922) и др. В 1929 г. Ларионов оформил последний спектакль для антрепризы С. Дягилева — новую версию «Лиса» и сотрудничестве с С. Лифарем работал над его сценографией.
      В живописи Ларионов вернулся к предметности. Писал натюрморты, интерьеры, картины по мотивам театральных спектаклей. Провел самостоятельно и совместно с Н. Гончаровой множество выставок в различных галереях Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Рима, и других европейских городов.
      Проиллюстрировал поэму «Двенадцать» А. Блока для изданий на русском, французском и английском языках (1920).
      Ларионов был вице-президентом Союза русских художников во Франции. Сотрудничал в русских журналах «Числа», «Параллели», «Русское искусство». Собирал материалы по истории русского искусства начала XX века; писал воспоминания и художественные заметки, часть которых была опубликована во второй половине 1960-х г.г.; подготовил книгу воспоминаний о русском балете и С. Дягилеве.
      Со второй половине 1930-х г.г. интерес к творчеству Ларионова стал падать, несмотря на его творческую активность и участие в выставках. В послевоенные годы его искусство вновь привлекло к себе внимание, в особенности после крупной «Дягилевской выставки» в Эдинбурге и Лондоне (1954) и серии ретроспективных выставок, посвященных «пионерам» авангарда.
      Умер в Париже 10 мая 1964. Похоронен в Иври. В 1988 г., в соответствии с волей Н. Гончаровой и М. Ларионова и по завещанию А. Томилиной (вдовы М. Ларионова), несколько сот их работ, часть архива и библиотека поступили в Государственную Третьяковскую галерею, другая часть находится в Центре Ж. Помпиду в Париже и Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Турский Каспар Михаил

  

Турский (Turski) Каспар Михаил (около 1847, Тираспольский уезд Херсонской губернии, ныне Молдавская ССР, - 26.7.1926, близ Ниццы, Франция), деятель русского и польского революционного движения, публицист. Из дворян. До 1867 учился в Харьковском университете, с 1866 как "политически неблагонадёжный" (попытка участия в Польском восстании 1863-64) состоял под надзором полиции, в 1867 выслан в Архангельскую губернию. Весной 1869 бежал через Стамбул в Швейцарию, затем во Францию. Сблизился с левым крылом польской эмиграции. Во время франко-прусской войны 1870-71 доброволец польского легиона в армии Дж. Гарибальди; участник Парижской Коммуны 1871, после её разгрома бежал в Цюрих. В начале 1870-х гг. сблизился с С. Г. Нечаевым, был организатором группы "якобинцев русских" (так называемый "славянский кружок"). В 1875-81 вместе с П. Н. Ткачевым и др. "якобинцами" издавал и редактировал журнал "Набат", один из организаторов "Общества народного освобождения", сотрудничал в газете французских бланкистов "Ни дьё, ни мэтр" ("Ni dieu, ni maitre"). В 1888-89 издавал газету "Свобода". В конца 19 в. вступил в Польскую социалистическую партию, под конец жизни занимал националистические позиции.
Источник: БСИ

Стаматов Георгий Порфириев

 Стаматов Георгий Порфириев родился 20 мая 1869 года в Тирасполе, в семье болгарского переселенца, одаренного высокопрофессионального юриста. В результате российского оружия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Болгария получила независимость. Семья Стаматовых возвращается на родину. В Болгарии Георгий Стаматов поступает в военное училище, затем продолжает свое образование на юридическом факультете Женевского университета, где он сближается с представителями русской эмиграции. Именно здесь в значительной степени формируется его мировоззрение, основные моменты которого впоследствии так ярко отразились в его произведениях. Вершиной его юридической карьеры становится высокий ранг апеллятивного судьи.
Дебютировал Стаматов в 1890 году стихами в сборнике «Аврора». В 1905 году выходит прозаический сборник «Избранные очерки и рассказы», «Наброски» (1915г.), «Пылинки»(1934г.). Имя Георгия Порфирьевича Стаматова  навсегда вошло в классическую болгарскую литературу 20 века. Не забыто оно и на его родине, в городе Тирасполе.

Петр Афанасьевич Бузук

 

Петр Афанасьевич Бузук родился 2 июня 1891 года в селе Терновка близ Тирасполя в семье народного учителя (по другим данным в с. Шерпены Бендерского уезда). В 1904 году он поступает в Тираспольское Алексеевское реальное училище, где был одним из лучших учеников.  По окончанию училища он самостоятельно готовится, а затем поступает в Новороссийский (Одесский) университет на историко-филологический факультет. В 1916 году П.А. Бузук успешно заканчивает университет. В 1924 году магистр П.А. Бузук блестяще защитил докторскую диссертацию по теме «К вопросу о месте написания Мариинского евангелия» (в Болгарии). В той или иной степени он владел всеми славянскими, молдавским, румынским, итальянским, немецким, английским, татарским, древнееврейским, латинским и некоторыми другими языками. В 1925 году по приглашению ректора Белорусского государственного университета доктор наук Бузук П.А. переезжает в Минск. С 1931 года Петр Афанасьевич – заведующий кафедрой языкознания столичного университета, он читает курс общего языкознания, методику и научную грамматику белорусского языка. И в этом же году становится директором Института языкознания Академии наук белорусской ССР. Петр Афанасьевич впервые выдвинул идею создания единого общеславянского лингвистического атласа.

Ученый-славяновед с мировым именем, писатель, языковед, автор свыше 70 научных трудов – таким предстает перед нами наш земляк Петр Афанасьевич Бузук.

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz